Оповещение населения Саратовской области о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения Саратовской области сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
Система оповещения населения Саратовской области включается в систему управления гражданской обороной Саратовской области (далее - ГО СО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Саратовской области (далее - СТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО СО и СТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения Саратовской области, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Комплексная система экстренного оповещения населения Саратовской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН СО) - это элемент системы оповещения населения Саратовской области о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления СТП РСЧС и до населения Саратовской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения Саратовской области - это территория Саратовской области, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
В ОКСИОН в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Системы оповещения населения Саратовской области создаются на следующих уровнях функционирования СТП РСЧС:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения Саратовской области (далее - РАСЦО);
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения муниципального образования (далее - МАСЦО);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
РАСЦО создает Правительство Саратовской области.
МАСЦО создают органы местного самоуправления Саратовской области.
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО являются административные границы Саратовской области, муниципальных районов и городских округов соответственно.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
КСЭОН СО создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН СО являются границы зон экстренного оповещения населения.
Границы зон экстренного оповещения населения Саратовской области определяются Правительством Саратовской области по согласованию с ГУ МЧС России по Саратовской области, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Саратовской области является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Правительством Саратовской области, органами местного самоуправления Саратовской области и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Системы оповещения населения, в том числе комплексная система экстренного оповещения населения, должны соответствовать требованиям, установленным приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом N 578/365.
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом N 578/365.
Назначение и основные задачи систем оповещения населения Саратовской области.
Системы оповещения населения Саратовской области предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения Саратовской области, органов управления и сил ГО СО и СТП РСЧС.
Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО СО и СТП РСЧС;
- главного управления МЧС России по Саратовской области;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Саратовской области;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Саратовской области;
- сил ГО СО и СТП РСЧС Саратовской области;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения;
- людей, находящихся на территории Саратовской области.
Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО СО и звена СТП РСЧС муниципального образования;
- сил ГО СО и СТП РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 7 настоящего Положения, объектового звена СТП РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия ЛСО;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
- людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
Основной задачей КСЭОН СО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления СТП РСЧС соответствующего уровня.