
Работа с обращениями граждан всё больше обретает статус одного из приоритетных направлений деятельности органов власти всех уровней. Полное и своевременное рассмотрение обращений, обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод граждан является одной из основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Право на обращение в органы местного самоуправления – это неотъемлемое право каждого гражданина, которое установлено Федеральным законом Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данное право представляет собой одну из форм участия граждан в управлении, в решении вопросов местного значения, возможность активного влияния гражданина на деятельность органов местного самоуправления, а также возможность восстановления нарушенного права посредством подачи жалоб, заявлений и ходатайств.
Работа с обращениями граждан является важнейшим элементом комплексной работы органов местного самоуправления, направленной на формирование условий для реализации принципа открытости власти. Радует, что граждане не остаются безучастными к жизни города и района в целом. Работа с обращениями граждан позволяет не только решать вопросы жителей, но и получать оперативную информацию о наиболее актуальных проблемах муниципального хозяйства в Красноармейском районе.
За 6 месяцев 2023 года в органы местного самоуправления Красноармейского муниципального района поступило 410 обращений, содержащих 462 вопроса различной направленности, из них:
- письменных: 154 обращения (37,6%), в том числе:
- из вышестоящих органов (Правительство области, депутаты Областной Думы, министерства и ведомства): 64 обращения;
- непосредственно в ОМСУ: 77 обращений;
- из других органов: 13 обращений.
- устных: 256 обращений (62,4%), в том числе:
- по телефону: 58 обращений;
- в ходе личного приема главой района: 86 обращений;
- в ходе приема главами МО: 112 обращений.
Для расширения диалога с жителями на региональном уровне созданы Платформа обратной связи (ПОС) и программа «Инцидент-Менеджмент», на официальных сайтах Красноармейского муниципального района для приема обращений размещена «Интернет-приемная». Так за 6 месяцев 2023 года в ПОС поступило 41 обращение, в «Инцидент-Менеджмент» - 1389 обращений, в интернет-приемную поступило 17 обращений.
Для удобства населения созданы группы «Красноармейский муниципальный район» в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», а также в мессенджерах «Телеграмм» и «Viber».
Из общего количества обращений, поступивших в органы местного самоуправления Красноармейского муниципального района за 6 месяцев 2023 года:
- даны разъяснения, которые удовлетворили запрос граждан – по 267 обращениям (65,1%),
- решены положительно – 140 обращений (34,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года больше на 17,7%), среди которых:
- уборка снега и наледи в зимний период,
- замена ламп фонарей уличного освещения,
- уборка мусора,
- опиловка и спил деревьев,
- устранение перебоев в водоснабжении, электроснабжении,
- отлов безнадзорных животных,
- восстановление телефонной связи в селах района;
- ремонт общего имущества многоквартирных домов;
- оказание помощи семьям участников СВО и другие.
Анализ поступивших в органы местного самоуправления Красноармейского муниципального района обращений за 6 месяцев 2023 года показал, что наибольшее количество вопросов зарегистрировано в тематическом разделе «Экономика. Хозяйственная деятельность» - 195 вопросов (42,2%), что на 15,2% меньше аналогичного периода 2022 года; основные вопросы:
- уборка снега и мусора, ликвидация несанкционированных свалок;
- строительство и ремонт автомобильных дорог;
- уличное освещение;
- спил и опиловка деревьев;
- отлов безнадзорных животных
- благоустройство территорий.
В разделе «Жилищно-коммунальная сфера» поступило 187 вопросов (40,5%). По данному направлению по сравнению с аналогичным периодом 2022 года идет увеличение активности граждан на 11,9%. Наиболее проблемными вопросами для жителей являются:
- содержание общего имущества, мест общего пользования и придомовой территории многоквартирных домов;
- капитальный ремонт кровли,
- предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- перебои в водоснабжении;
- перебои в теплоснабжении;
- перебои в электроснабжении;
- предоставление жилья по социальному найму.
43 вопроса (9,3%) зарегистрировано в разделе «Социальная сфера». Наибольшее количество обращений поступило по таким вопросам, как:
- социальная поддержка и помощь семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям и одиноким родителям, гражданам пожилого возраста, малоимущим гражданам;
- просьбы об оказании содействия в оформлении пособий гражданам, имеющим детей.
По вопросам, относящимся к разделу «Государство, общество, политика» - 30 вопросов (6,5%), что по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выше на 2,1%. Большую часть вопросов в данном разделе занимает регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества в сельских поселениях.
В разделе «Оборона, безопасность, законность» зарегистрировано 7 вопросов (1,5%), что по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выше на 1,3%. Основную часть составили вопросы частичной мобилизации и работы призывной комиссии Красноармейского района.
Чаще всего в обращениях граждан отображаются вопросы, решение которых не относится к компетенции администрации Красноармейского муниципального района, но они все же находят положительное решение. Так, имеется тесное взаимодействие с руководством следующих организаций при решении вопросов:
- ГУЗ СО «Красноармейская районная больница»,
- ФГУП «Облводоресурс-Красноармейский»,
- ГКУ СО «Центр занятости населения г. Красноармейска»,
- ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Красноармейского района»,
- Клиентский офис ПАО «Саратовэнерго»,
- филиал АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Красноармейске,
- управляющая компания ООО «Красноармейское коммунальное предприятие»
- управляющая компания ООО «Красноармейский ЖилФонд».
Однако следует отметить, что Управляющие компании не всегда своевременно решают проблемы жителей и устраняют нарушения в своей работе, ввиду чего продлевается срок рассмотрения таких обращений до момента решения вопроса. Но стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством, срок рассмотрения обращения может быть продлен дополнительно только не более чем на 30 календарных дней. Очень часто такие сроки нарушаются. И в этом случае граждане вынуждены обжаловать действия и решения органов местного самоуправления в вышестоящие органы государственной власти Саратовской области и Российской Федерации. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствуют удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов местного самоуправления района и укреплению их связи с населением.
Предлагаю Вашему вниманию данные о количестве обращений граждан, поступивших непосредственно в органы местного самоуправления Красноармейского муниципального района за 6 месяцев 2023 года в разрезе муниципальных образований:
№ п/п |
МО |
Кол-во обращений (6 месяцев 2022 г.), шт. |
Кол-во обращений, (6 месяцев 2023 г.), шт. |
1 |
Администрация КМР |
212 |
235 |
2 |
Администрация Высоковского МО |
26 |
26 |
3 |
Администрация Гвардейского МО |
8 |
11 |
4 |
Администрация Золотовского МО |
15 |
26 |
5 |
Администрация Каменского МО |
36 |
12 |
6 |
Администрация Карамышского МО |
5 |
3 |
7 |
Администрация Луганского МО |
4 |
1 |
8 |
Администрация Нижнебанновского МО |
20 |
14 |
9 |
Администрация Рогаткинского МО |
21 |
11 |
10 |
Администрация Россошанского МО |
7 |
6 |
11 |
Администрация Сплавнухинского МО |
1 |
2 |
Всего: |
355 |
347 |
Следует отметить работу специалистов администраций Высоковского, Гвардейского, Каменского, Рогаткинского муниципальных образований - своевременно предоставляется информация по поступившим обращениям граждан в администрацию района, не нарушая сроков, для дальнейшего формирования сводного отчета района по обращениям граждан на портале ССТУ.РФ.
Также хочется отметить, что имеет место тенденция к снижению количества поступивших обращений по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в администрациях следующих муниципальных образований: Луганского (на 75%), Каменского (на 66,6%), Рогаткинского (на 47,6%), Карамышского (на 40%) и Нижнебанновского (на 30%). Главам данных муниципальных образований необходимо наладить взаимодействие с населением, чаще организовывать встречи с жителями, личные приемы граждан в селах своих муниципальных образований. Также хочется отметить увеличение количества поступивших обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Гвардейском (на 37,5%) и Золотовском (на 73,3%) муниципальных образованиях.
Работа с гражданами, их консультирование и прием обращений также ведется по телефону, как главой района, так и его заместителями, начальниками управлений и отделов, специалистами администрации. За 6 месяцев 2023 года главой Красноармейского муниципального района было проведено 9 «Горячих линий» с жителями, в ходе которых граждане озвучивали напрямую главе свои обращения, касающиеся дорожного хозяйства, здравоохранения, благоустройства и других отраслей ЖКХ.
Следует отметить, что активное взаимодействие населения и власти происходит во время общения с гражданами. При этом обсуждаются насущные вопросы, оперативно даются разъяснения по актуальным проблемам. Для этого главой района проводятся регулярные личные приемы граждан, а также составлен график проведения встреч с населением в муниципальных образованиях главой района и главами муниципальных образований.
За 6 месяцев 2023 года главой района проведено 14 личных приемов граждан, в том числе 4 приема участников СВО, членов их семей и близких родственников, 13 встреч с жителями населенных пунктов Красноармейского муниципального района. В ходе приемов и встреч обсуждались такие вопросы, как благоустройство территорий, ремонт внутригородских и межпоселковых дорог, содержание общего имущества многоквартирных домов, социально-экономическое развитие муниципальных образований, водоснабжение поселений, ремонт учреждений культуры, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов и многие другие.
Авторами большинства обращений, поступивших в органы местного самоуправления Красноармейского муниципального района, являются самые незащищенные слои населения – пенсионеры, малообеспеченные граждане, многодетные семьи, безработные, одинокие родители. Поэтому необходимо внимательно относится к изучению вопросов, поставленных в жалобах и заявлениях граждан, и не допускать формального их рассмотрения.
При работе с обращениями граждан можно выявить ряд причин, порождающих жалобы населения в органы местного управления района. Главными среди них следует выделить: низкую правовую культуру заявителей, недостаточную информированность жителей о деятельности органов власти района, а также формальный подход должностных лиц к проработке поступивших обращений, что порождает повторные обращения и обращения в вышестоящие инстанции.
Для обеспечения эффективной организации рассмотрения обращений граждан необходимо сосредоточить основные усилия на следующих направлениях:
- выносить вопросы организации работы с обращениями граждан на еженедельных расширенных планерках при главе района для решения важнейших вопросов и анализа поступающих обращений граждан;
- уделять особое внимание организации личного приема граждан главами сельских поселений и более качественно отрабатывать вопросы, поступающие на имя главы Красноармейского муниципального района.
В заключении хочется подчеркнуть, что работа с обращениями граждан не только работа с документами. Это в первую очередь работа с людьми. Если гражданин критически оценивает те или иные органы местного самоуправления, но всё же обращается к ним, то это он делает потому, что верит в способность органа власти муниципалитета прислушаться к гражданской позиции человека и устранить недостатки. Важно не просто ценить очевидное проявление такого доверия, но и укреплять его.