Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области
Органы местного самоуправления

Об итогах исполнения консолидированного бюджета района и итоги исполнения плана социально экономического развития за 9 месяцев 2023 года

Автор: Районная администрация
Доклад начальника финансового управления Натальи Пашкиной
Об итогах исполнения консолидированного бюджета района и итоги исполнения плана социально экономического развития за 9 месяцев 2023 года.

Сегодня мы с Вами подведем  итоги исполнения консолидированного бюджета района и итоги исполнения плана социально-экономического развития за 9 месяцев  2023 года.

На 1 января 2023 года численность населения  муниципального района составила 40824 человека (городское - 23559, сельское – 17265), что составляет 1,7% от общего количества населения Саратовской области (2404944 чел.).

Анализируя демографическую ситуацию - наблюдается естественная убыль населения, по отношению к прошлому году. За 2022 год население по району сократилось на 504 человека.

За январь-сентябрь  2023 года  коэффициент рождаемости уменьшился по отношению к прошлому году на 10,3% и составил 3,5  рождения на 1000 населения.

Коэффициент смертности на 1000 населения составил 9,0 или уменьшился к  2022  году на 19,6%. 

Естественная убыль населения  составила 227 человек.

Одним из основных показателей, характеризующих жизненный уровень населения, является размер среднемесячной заработной платы, по муниципальному району она сложилась- 34864,2руб. к прошлому году + 16%.

Среднесписочная численность работников составила 5630 человек или сократилась на 4,6%.

За январь-сентябрь 2023 года предприятиями отгружено промышленной продукции на сумму 693,2млн.руб. Индекс промышленного производства составил -  80,0%.

Наибольший удельный вес приходится на предприятия по производству товаров обороной промышленности– 35,8% и производству текстильных изделий – 35,4%.

Среднесписочная численность работающих в промышленности составляет 765 человек,  среднемес. зарплата одного работника  -  24154,9 руб. или + 41% к 2022 году.

За январь-сентябрь 2023 года предприятиями торговли всех форм собственности, реализовано потребительских товаров на сумму 2 млрд 366,1млн. рублей, что составляет 118% к 2022 году.

На территории муниципального района осуществляют деятельность 691 хозяйствующий субъект МСП, что на 3,3% больше прошлого года.

Малый бизнес обеспечивает работой 940 человек и занимает устойчивые позиции в таких сферах экономики как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Численность работающих к 2022 году увеличилась на 9,8%.

Объем налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, применяющих спец. налоговые режимы составил 13,6млн. руб. или уменьшился на 10,3 млн.руб. из-за снижения поступлений по  ЕСХН. Это объясняется тем, что  сельскохозтоваропроизводители активно кредитуются для обновления машинно-тракторного парка, что прямым образом влияет на сокращение  налоговой базы. Так, за 9 месяцев 2023 года объем  вложенных инвестиций составил более 120,0 млн. рублей.

Исполнение бюджета проходит в условиях высокой неопределенности развития экономической ситуации.

В консолидированный бюджет района по состоянию на 1 октября  2023 года поступило 936,2 млн рублей доходов, 67,3% к утвержденным бюджетным назначениям и 124,6% к уровню 2022 года.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 170,2 млн руб., что составляет 59,1% к плану и 95,8 % к 2022 году. В общей сумме доходов налоговые и неналоговые доходы занимают 18,2%. Недополучено в бюджеты 71,9 млн руб.

Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 86,9 млн рублей и обеспечил свыше 51 % общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. Прирост к уровню 2022 года - на 11,9 млн рублей. (115,8%).

Акцизы исполнены в сумме 34,3 млн рублей, к 2022г.100%.

По налогу на имущество физических лиц доходы составили 1,5 млн рублей, уменьшились к 2022 году  – 94,4%.

По земельному налогу доходы поступили в сумме 4,7 млн руб. К уровню  2002г снизились на 11,3%.

Транспортный налог, поступающий в бюджет района, исполнен в сумме 10,6 млн рублей, с уменьшением к уровню 2022г.  на 1,9 млн руб. и составил 85%.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета составили 15 млн рублей, что ниже факта 2022 года на 6,2 млн рублей, или на 29,2%.

Основной прирост  по неналоговым доходам наблюдается по доходам от использования муниципального имущества и штрафам

  • аренде муниципального имущества и составляет 0,95 млн руб. 115,4% к уровню 2022 года ;
  • аренде земли – 5,1 млн руб. 102,2% к 2022 году.
  • штрафы – 2,7 млн руб. 227,8% к 2022 году.
  • прочие неналоговые доходы – 0,8 млн руб. 212,8% к 2022 году.

В то же время снизилось поступление платежей от пользования природными ресурсами и от продажи земли и имущества  на 7,7 млн руб.

На территории района продолжает осуществлять деятельность межведомственная комиссия по сокращению недоимки и обеспечению полноты поступления доходов в бюджет. За 9 месяцев 2023 года проведено 32 заседания МВК с приглашением 519 должников. Благодаря проделанной работе в счет погашения задолженности в консолидированный бюджет поступило более 2,0 млн рублей.

Безвозмездные поступления из федерального и областного бюджетов составили 765,9 млн рублей, что на 143,3 % выше уровня прошлого года.

Из общего объема

  • дотации составили – 156,7 млн рублей,
  • субсидии - 169,5 млн рублей,
  • субвенции – 339,3 млн рублей.
  • Иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 101,8 млн рублей.

Бюджетная политика в области расходов направлена на обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств, реализацию проектов, направленных на достижение целевых показателей по национальным и гос.программам.

 Благодаря бюджетным мерам, и оперативным решениям принятым в целях предотвращения влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, удалось сохранить стабильность выполнения всех первоочередных расходов.

Кассовое исполнение бюджета по расходам за 9 месяцев составило 932,4 млн руб. или 65,1% к плановым показателям и 124,7 % к уровню 2022 г.

Основная доля расходов бюджета – это программные расходы, осуществляемые в рамках 26 муниципальных программ.  На их реализацию в 2023 году направлено 825,1 млн рублей, рост к 2022 году составил 173,1 млн рублей.

В рамках национальных проектов и гос.программ в консолидированном бюджете района предусмотрено средств на сумму 195 млн рублей (с учетом софинансирования из местного бюджета).

Расходы на непрограммные мероприятия составили 107,3 млн руб. или 11,5 % от общей суммы расходов бюджета.

Социальные расходы бюджета, как и прежде самые значительные по объему направляемых ресурсов. На финансирование социальной сферы - направлено 599,1 млн рублей, или 64,3% всех расходов бюджета, рост к 2022 году на 35,1 млн рублей. Из них первоочередными являются расходы на выплату заработной платы, за 9 месяцев они сложились в сумме 540,5. млн руб. или 58% от общих расходов.

Выполняются требования законодательства в отношении дорожного фонда. Его плановый объем в 2023 году составляет 141,3 млн рублей. По консолидированному бюджету района за 9 месяцев 2023 года на дорожную деятельность выделено суммарно 81,5 млн рублей, с ростом 23,6 млн руб. к 2022 году.

Расходы по разделам сложились следующим образом:

- «Общегосударственные вопросы» - 9,5%  (89,0 млн руб.);

-  «Национальная оборона»  (специалисты ВУС) – 0,1% (1,1 млн);

-  «Национальная безопасность и правоохранит. деятельность»- 0,2% (2,1 млн руб.);

- « Национальная экономика» - 9,8% (91,2 млн руб.);

- «Жилищно – коммунальное хозяйство» - 15,9% (148,5 млн руб.);

- «Образование»  -  52,7%  (491,1 млн руб.);

- «Культура, кинематография» -  10% (92,8 млн руб.);

- «Социальная политика» - 1,5% (13,7 млн руб.);

- «Физическая культура и спорт» - 0,2% (1,6 млн руб);

- «Средства массовой информации» - 0,1% (1,3 млн.руб.);

Межбюджетные трансферты местным бюджетам составили 17,7 млн рублей , в том числе:

- 5,7 млн руб.- дотации ,          

- субвенции на исп.гос.полномочий – 1,7 млн рублей,

- иные межбюджетные трансферты – 10,3 млн рублей.

По-прежнему остается актуальной проблема кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

По состоянию на 1 октября текущего года она составила 52,3 млн рублей, в том числе часть задолженности не обеспечена лимитами бюджетных обязательств. С начала года задолженность возросла на 22,6 млн рублей.

Наибольший объем просроченной кредиторской задолженности имеют Управление образования – 46,3 млн. рублей(ТЭР – 44,9 млн руб.), Администрация КМР – 1,6 млн рублей, Культура 4,0 млн. руб.

Показатель кредиторской задолженности бюджета используется при оценке деятельности ОМСУ. Неудовлетворительная оценка отразится на финансовой поддержке со стороны области. В связи с этим главным распорядителям бюд-жетных средств необходимо принять меры по погашению не сан-кционированной задолженности и не допускать образования новой.

Объем муниципального долга составляет 85,6 млн руб.или  29,7 % от плановых показателей по налоговым и неналоговым доходам районного бюджета.

Муниципальные гарантии не предоставлялись.

Уровень долговой нагрузки на районный бюджет соответствует требованиям бюджетного законодательства. По оценке состояния долговой устойчивости, проведенной Минфином области на основе фактических и плановых показателей районного бюджета, Красноармейский район на 2023 год отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Остатки бюджетных средств на начало года и поступившие в течении года доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату, профинансировать первоочередные расходы бюджетов всех уровней.

За 9 месяцев  2023 года проведено 58 конкурентных закупок на сумму 283,9 млн руб. , что составляет 54,2  % от общей суммы средств , предусмотренной на закупки товаров работ и услуг. Заключено 58 муниципальных контрактов по аукционам  на общую сумму 229,9 млн руб.

Закупки у единственного поставщика на сумму 165,7 млн руб. или 31,6% годовых средств.

Закупки у субъектов малого предпринимательства –на 130,0 млн руб. или 36% от общего объема закупок.

Экономия бюджетных средств составила 54,0 млн. руб.

Основными проблемами исполнения бюджета в текущем году остаются:

  • слабая собственная доходная база;
  • сохраняется высокий удельный вес расходов бюджета, носящих первоочередной, социально значимый характер и составляет более  75%, тогда как удельный вес собственных доходов районного бюджета с учетом дотации  составляет 32,9 %. Это приводит к недостатку средств  бюджета, который не позволяет в полном объеме исполнить расходные обязательства текущего финансового года;
  • важной проблемой является несвоевременность подготовки нормативных правовых актов, которые устанавливают расходные обязательства и определяют порядок их исполнения.
    В целях осуществления финансового контроля в процессе санкционирования расходов проверено и обработано 32708 заявок на оплату расходов, на сумму более миллиарда рублей. Из них отказано в 1388 заявках на сумму  – 105,5 млн.руб.

Для контроля за  финансовыми рисками и обеспечением сбалансированности и платѐжеспособности бюджета в текущем году нам с Вами  необходимо:

  • повысить эффективность бюджетных расходов;
  • выполнить принятые параметры бюджета на 2023 год;
  • изыскать дополнительные источники для финансирования расходов, не учтенных в бюджете на 2023 год;
  • работать по сокращению недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет и не допускать  ее рост;
  • выполнить целевые ориентиры по заработной плате работников бюджетной сферы;
  • продолжить работу по оптимизации бюджетных процессов;
  • обеспечить открытость и прозрачность бюджетного процесса.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie