В основе этого вида правонарушений и преступлений лежит корысть, жажда наживы за чужой счет. Потому – и это важно! В мошенничестве участников не менее двух и, как правило, две стороны. Мошенник хитер, инициативен, опытен, он и продумывает каждый шаг. Второй участник – жертва, причем, добровольно принимающая все шаги, доверчивая и наивная. Каково ж бывает, когда мошенничество удается! Пострадавший в результате мошеннических действий испытывает отчаяние, гнев, чувствует глубокую и долго не заживающую рану в душе, винит самого себя, органы правопорядка, весь белый свет! Но ведь первый шаг в авантюру сделал он сам, и, причем, добровольно!
Виды мошенничества:
- по телефону (получение СМС-сообщения «знакомый в беде», на номер телефона срочно нужно выслать сумму);
- в интернете (во время разговора с неизвестным лицом происходит установление всех персональных данных с последующим снятием денег через мобильный банк; возможен взлом системы Windows с требованием высокой оплаты; схема «фишинг» - ловля с просьбой и получением Ваших персональных данных);
- с банковскими картами (получение СМС-сообщения о блокировке банковской карты, о снятии средств, об оформлении кредита на Ваше имя, о взломе кодов, паролей и др.);
- на рынке продаж, покупок, заказов, услуг (возможны ложные покупатели, создающие запутанную схему расчета за купленный или пока не оформленный товар на зонах и платформах услуг);
- сборы на лечение;
- ложный перекресток (с внезапной ситуацией искусственно созданной вины водителя, шантажом его через запись на видео нарушения и требованием уладить конфликт «по договоренности»);
- «ряженые контролеры» коммунальных служб;
- финансовые пирамиды (с просьбой о небольшом взносе при вступлении в сообщество и обещанием прибыли, сверхприбыли).
Способы защиты в условиях разнообразных информационных атак требуют внимательности, предельной осторожности и специальных знаний, приемов разговора:
во-первых, не входите в контакт по мобильному телефону с незнакомыми людьми, представляющимися сотрудниками организаций и служб;
- во-вторых, запросите ответно у них ФИО, должность в банке, другой структуре, сразу сообщите, что Вы проверите полученные сведения, свяжетесь с сотрудником в очной встрече:
- в-третьих, храните коды и пароли в глубокой тайне;
- в-четвертых, при вступлении в новое сообщество, организацию, получении услуг обратитесь на форум, прочтите отзывы, обсуждения;
- в-пятых, при любой ошибке с банковской картой, при чужом интересе срочно блокируйте счет, карту.
Помните, что в мошенничестве участвуют две стороны, и проигрывают неопытные, честные, доверчивые, неграмотные в информационном пространстве люди.