
В связи с вступлением в силу 1 января 2024 г. Федерального закона от 12 декабря 2023 года №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее:
О постановке на регистрационный учет, ведение регистрационного учета, снятие с регистрационного учета граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.
Некоторые положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сохранялись до конца 2024 года и действовали одновременно с теми нормами статей 24 и 25 ФЗ №565, которые вступили в силу с 1 января 2024 года. Сохранялся и порядок признания граждан безработными (пункт 1 и 2 статьи 3 Закона №1032-1), а также предусмотренные статьями 3 и 35 Закона №1032-1 некоторые основания отказа в признании гражданина безработным и для прекращения и приостановки выплаты пособия по безработице.
Выплата безработному гражданину пособия по безработице приостанавливается на один месяц в случаях:
- отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
- нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- явка безработного гражданина в орган службы занятости в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ;
- неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины, самовольного прекращения безработным гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Случаи, при которых принимается решение об отказе в признании гражданина безработным, а также случаи, при которых осуществляется снятие с регистрационного учета безработных граждан:
Безработными не могут быть признаны граждане в случаях:
- не достижения зарегистрированным гражданином 16-летнего возраста;
- назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) либо пенсии по предложению центра занятости населения на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа зарегистрированного гражданина в течение 10 дней со дня его постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы;
- отказа зарегистрированного гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от двух предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы;
- неявка зарегистрированного гражданина без уважительных причин в срок, установленный центром занятости населения для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I или II группы, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 Закона). Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ.
- представления зарегистрированным гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным.
- осуждения зарегистрированного гражданина по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
- не направления зарегистрированным гражданином в течение 2 календарных дней со дня получения перечня предложений подходящей работы (вакансий) или профессионального обучения в центр занятости населения информации в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, о выборе 2 вариантов подходящей работы или профессионального обучения.
- непредставления без уважительных причин зарегистрированным гражданином в орган службы занятости информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в течение 3 рабочих дней со дня получения зарегистрированным гражданином уведомления о проведении переговоров от органа службы занятости.
- когда зарегистрированный гражданин относится к одной из категорий, указанных в статье 3 (занятые граждане) Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
- непредставления без уважительных причин зарегистрированным гражданином в орган службы занятости направления на проведение переговоров с отметкой работодателя в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа в приеме на работу в течении 3 рабочих дней со дня получения зарегистрированным гражданином такого направления от органа службы занятости;
- обучения зарегистрированного гражданина по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению центра занятости населения;
- осуществления неработающим трудоспособным зарегистрированным гражданином ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
- когда зарегистрированный гражданин является приемным родителем или создал приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- отказа зарегистрированного гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях подходящей работы от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями;
- когда зарегистрированный гражданин является плательщиком налога на профессиональный доход.
Случаи, при которых осуществляется снятие с учета:
- признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»;
- длительная (более месяца) неявка (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения, и граждан, принимающих участие в общественных работах) в центр занятости населения без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
- переезд, переселение в другую местность;
- получения (попытки получения) гражданином пособия по безработице обманным путем, в том числе путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания безработным;
- осуждение гражданина к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
- назначение гражданину страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо пенсии по предложению центра занятости населения на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказ гражданина от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы;
- смерть гражданина;
- отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы либо двух отказов гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от предложений профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы;
- непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в течение трех рабочих дней со дня получения гражданином уведомления о проведении переговоров от органа службы занятости;
- непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости направления на проведение переговоров с отметкой работодателя в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа в приеме на работу в течение трех рабочих дней со дня получения гражданином такого направления от органа службы занятости;
- отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями;
- зачисление гражданина на обучение по очной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, за исключением прохождения обучения по направлению органа службы занятости;
- приобретение гражданином статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за инвалидом 1 группы, ребенком – инвалидом или за престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет;
- приобретение гражданином статуса приемного родителя или создания им приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
О назначении пособия по безработице отдельным категориям граждан.
С 1 января 2024 г. пособие по безработице гражданам, уволенным с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, назначается с первого дня признания их безработными (без месячной приостановки выплаты пособия по безработице).
Частью 3 статьи 45 ФЗ № 565 установлены новые правила назначения пособия по безработице гражданам, прекратившим деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера. При наличии не менее 26 недель трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, пособие по безработице назначается им по общим правилам, применяемым к гражданам, состоявшим не менее 26 недель в трудовых отношениях в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, т.е. 75% среднего заработка в первые три месяца выплаты пособия и 60% среднего заработка в следующие 3 месяца периода выплаты пособия или 75% среднего заработка в первые три месяца выплаты пособия, 60% среднего заработка в следующие 4 месяца периода выплаты пособия, 45% среднего заработка в дальнейшем (для безработных граждан предпенсионного возраста).
Статьей 47 ФЗ №565 установлены новые правила назначения пособия по безработице впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты). С 1 января 2024 г. пособие по безработице детям-сиротам назначается не в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, а в размере максимальной величины пособия по безработице.
Об индексации пособия по безработице.
Максимальный (15 044 руб.) и минимальный (1 764 руб.) размер пособия по безработице будет устанавливаться законом о занятости с учетом ежегодной индексации. Минимальное пособие предусматривается для физлиц, которые впервые ищут работу, трудоустраиваются после перерыва свыше года, уволены за совершение дисциплинарного проступка и др. Новым законом предусматриваются усовершенствованные условия выплаты пособия для физлиц, которые работают не по трудовым договорам — т.е. на ГПХ договорах, ИП, самозанятых, которые прекратили свою деятельность. К примеру, ранее бывший ИП мог рассчитывать лишь на минимальное пособие на 3 мес. С 2024 года учитывается трудовой стаж — если он есть, величина пособия назначается с учетом среднего заработка по последнему рабочему месту на срок 6 мес.
С 1 сентября 2024 года регионы самостоятельно устанавливают для работодателей различные квоты для приема на работу граждан с инвалидностью. С 1 сентября 2024 г. обновили положения о квотах для инвалидов. Регионы устанавливают их для работодателей, у которых трудоустроены более 35 человек. Квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности персонала. Регионы самостоятельно дифференцируют квоты в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала.
С 1 января 2025 г. ввели профилирование работодателей. Чтобы оказывать поддержку в сфере занятости согласно Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», работодателей распределяют на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности, финансового положения и др. Создают, ведут и хранят электронные учетные дела на них согласно новым правилам, которые предусмотрены Приказом Минтруда России от 28.11.2024 N 639н «Об утверждении порядка формирования, ведения, хранения личного дела гражданина в электронной форме и порядка формирования, ведения, хранения учетного дела работодателя в электронной форме».
Основным способом обращения в службу занятости стал электронный - через платформу «Работа в России» или Госуслуги. согласно ч.2 ст. 20 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Заработали нормы о реестре работодателей, у которых выявили факты нелегальной занятости, утвержденные ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1927 «Об утверждении правил ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости» установлены правила ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
С января 2025 года зарегистрироваться в качестве безработного можно будет не только по месту жительства, но и по адресу пребывания. Например, при переезде в другой регион удастся восстановить статус безработного в местной службе занятости.
С января 2025 года вступила в силу Статья 26 Закона - «Индивидуальный план содействия занятости», согласно которой предполагается индивидуальная работа с каждым безработным по отдельности. В этих целях формируется индивидуальный план содействия занятости, которым учитываются обстоятельства физлица, его квалификация и опыт работы. Индивидуальный план создается на портале «Работа в России» и включает сведения о наиболее подходящей работе, профильной группе физлица, датах личной явки в службу занятости, сроках выплаты пособия. Здесь же указывается индивидуальный список мер господдержки. План согласуется с физлицом при его личной явке - это нужно, поскольку человек берет на себя обязательство выполнить план. Если он проигнорирует обязательства после согласования плана, ему перестают выплачивать пособие по безработице.