Муниципальный земельный контроль предусматривает контроль, за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации юридическими и физическими лицами.
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля. Под государственным и муниципальным контролем в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Управлением по правовым имущественным и земельным вопросам разработано Положение о муниципальном земельном контроле в границах Красноармейского муниципального района Саратовской области.
Положение принято решением Красноармейского районного собрания от 06.09.2021г. № 53, вступившего в силу с 01 января 2022 года.
Объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах Красноармейского муниципального района, независимо от принадлежности и формы собственности.
Задача муниципального земельного контроля это в первую очередь выявление не рационально и не эффективно используемых земель, также задачами муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
На осуществление муниципального контроля на территории района уполномочен 1 специалист. Повышение квалификации специалистом 2021- 2022 году не проводилось.
Специалист отдела по земельным и имущественным вопросам действующий на основании должностной инструкции, на Красноармейского муниципального района вправе осуществлять контроль за:
1) соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
2) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
3) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
4) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
5) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) использованием земельных участков по целевому назначению;
7) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
8) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
9) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Подведомственные организации для осуществления муниципального земельного контроля отсутствуют.
Дополнительное финансовое обеспечение исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отчетный период не производилось.
С целью выявления нарушений земельного законодательства, применяются геоинформационные сервисы, как публичная кадастровая карта, размещенная на официальном сайте Росреестра Российской Федерации, и карты открытого доступа, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющие получать данные о земельных участках, а также совмещать сведения о границах земельных участков с актуальными космоснимками.
За истекший период 2022 года на территории Красноармейского района:
- плановые проверки в отношении юридических лиц и физических лиц не проводились, были отменены (исключены);
- внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц возможны только при условии согласования с органами прокуратуры, в случаях непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью. Обращения, содержащие сведения о вышеперечисленных фактах за истекший период 2022 года, не поступало.
На сегодняшний день главной задачей при осуществлении муниципального контроля является переориентация контрольной деятельности, т.е. усиление профилактической работы в отношении всех объектов контроля, обеспечивая приоритет проведением профилактических мероприятий.
На 2022 год разработана Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля.
В соответствии с вышеуказанным принятым нормативно правовым актом, инспектором проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Профилактические мероприятия, направлены на своевременное выявление и пресечение правонарушений в сфере земельных отношений, проводятся на постоянной основе.
Органом муниципального земельного контроля проводятся устные консультации и разъяснения по вопросам использования земельных участков, предупреждению нарушений земельного законодательства.
Поддерживаются в актуальном состоянии перечни правовых актов, содержащие обязательные требования, посредством размещения информации на сайте администрации Красноармейского муниципального района в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Для повышения эффективности земельного контроля, инспектор использует инструмент - выездное обследование объектов земельных отношений.
Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа на обследуемые объекты земельных отношений.
При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры организуемого выездного обследования, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.
Если же в результате административного обследования были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, лицам, использующим земельный участок с признаками нарушений, объявляется предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства.
За 2022 год было проведено 65 выездных обследований, направлено 47 предостережений об устранении признаков нарушений земельного законодательства.
По 6 обследованиям выявлены индикаторы риска несоответствие использования владельцем земельного участка, виду разрешенного использования, сведения о котором содержаться в ЕГРН:
- 5 участков категории сельскохозяйственного назначения, выявлены на 2 участках складирование отсева, на 3 участках разработаны карьеры;
- 1 участок категории населенных пунктов, фактически используется под магазин, вид разрешенного использования в ЕГРН для размещения жилого дома.
По 18 обследованиям выявлены индикаторы риска неисполнение обязанности по приведению земельных участков в состояние пригодное для использования по целевому назначению, категории сельскохозяйственного назначения.
По 23 обследованиям выявлены индикаторы риска несоответствие площади используемого гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Отсутствие Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год обусловлено принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336», в соответствии с которым в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Положением о муниципальном земельном контроле на территории Красноармейского муниципального района, не предусмотрено отнесение объектов земельного контроля к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска.
На 2023 год разработана Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля.
Целями Программы являются предупреждение нарушений обязательных требований, устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения вреда, формирование моделей социально добросовестного поведения контролируемых лиц.